Авторы |
Ковина Анастасия Валерьевна, магистрант, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19); старший инспектор, Министерство социальной политики Свердловской области (Россия, г. Екатеринбург, ул. Большакова, 105), E-mail: arvenk@yandex.ru
Певная Мария Владимировна, доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19), E-mail: m.v.pevnaya@urfu.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Актуальность исследования обусловлена стремительным развитием информационных технологий, ростом популярности социальных сетей в современном российском обществе. В системе социальной защиты населения применение информационно-коммуникационных технологий способствует повышению удовлетворенности нуждающихся в помощи государства граждан деятельностью специалистов социальной сферы, повышению качества оказываемых услуг и информационной открытости организаций социального обслуживания. Цель статьи заключается в выявлении характеристик
сетевого взаимодействия специалистов и клиентов учреждений, подведомственных Министерству социальной политики Свердловской области, и определении перспектив развития коммуникации специалистов с населением в системе социальной защиты.
Материалы и методы. В статье представлены результаты инициативного исследования – контент-анализа сообществ учреждений социального обслуживания Свердловской области, реализованного в 2019 г. Проанализировано 61 сообщество в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook». Выявлены и представлены кейсы успешного внедрения в государственном и некоммерческом секторах коммуникации специалистов с населением в социальных сетях.
Результаты. Исследование позволило выявить действующие и находящиеся в стадии развития практики виртуальной коммуникации специалистов сферы социальной защиты населения одного из крупнейших российских регионов – Свердловской области – с клиентами своих учреждений в режиме онлайн. Была установлена взаимосвязь наличия успешной практики взаимодействия специалистов учреждений социального обслуживания с клиентами в социальных сетях с высокими показателями качества оказываемых учреждениями услуг. Обосновано значение развития виртуальной коммуникации в деятельности социальных учреждений. Обозначены возможные проблемные фокусы, затрудняющие развитие этого вида коммуникации в сфере социальной защиты населения. Авторы предлагают ряд рекомендаций в продвижении данного направления работы.
Выводы. По данным исследования можно сделать вывод, что виртуальная коммуникация специалистов социальных учреждений сферы социальной защиты населения Свердловской области только начинает развиваться. Динамика этого развития слабая, но отдельные примеры активности сообществ социальных учреждений показывают, что она имеет определенные перспективы в ближайшем будущем.
|
Список литературы |
1. Пользование социальными сетями и мессенджерами // Фонд «Общественное мнение». – URL: https://fom.ru/Obraz-zhizni/14137 (дата обращения: 10.02.2019).
2. Штайншаден, Я. Социальная сеть. Феномен Facebook / Я. Штайншаден. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – С. 118.
3. Пресс-выпуск № 3577 // Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ). – URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116691 (дата обращения: 10.02.2019).
4. Публичная декларация целей и задач Министерства социальной политики Свердловской области на 2019 год в соответствии со стандартом «Открытое министерство Свердловской области» // Министерство социальной политики Свердловской области. – URL: https://msp.midural.ru/o-ministerstve/publichnaya-deklaraciya-celeyi-zadach/2019-godx.html (дата обращения: 13.04.2019).
5. Шиняева, О. В. Диалог власти и населения в контексте формирования гражданского общества / О. В. Шиняева, Л. Х. Каюмова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2014. – № 1 (29). – С. 80–90.
6. Савинская, О. Б. Методический аудит независимой оценки качества в социальной сфере: возможности и ограничения / О. Б. Савинская, О. Н. Дудченко, А. В. Мытиль // Журнал исследований социальной политики. – 2017. – Т. 15, № 1. – С. 97–112.
7. Удовицкий, П. В. Роль доверия в гражданском обществе / П. В. Удовицкий, Л. Г. Швец // Молодой ученый. – 2015. – № 24 (104). – С. 789–791.
8. Chitat, Ch. Utilizing social media for social work: insights from clients in online youth services / Ch. Chitat, S. Sek-yum Ngai // Journal of Social Work Practice: psychotherapeutic approaches in health, welfare and the community. – 2018. – № 33 (5). –
P. 1–16. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/02650533.2018.1504286 (дата обращения: 07.05.2019).
9. Westwood, J. Making it “APP”en: service user feedback: developing and implementing a service user APP: reflections from Northern Ireland, England and Scotland / J. Westwood, K. Dill, A. Campbell, A. Shaw // Social Work Education. – 2017. – Vol. 36, № 8. – P. 855–868.
10. Попова, М. В. Информационная доступность учреждений системы социальной защиты как показатель оценки качества оказания социальных услуг (на примере Ставропольского края) / М. В. Попова, В. В. Савченко // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 6. – С. 607–611.
11. Министерство социальной политики Свердловской области. – URL: msp.midural.ru/podvedomstvennye-struktury/podved-structure.html (дата обращения: 18.02.2019).
12. Таршис, Е. Я. Перспективы развития метода контент-анализа / Е. Я. Таршис // Социология: методология, методы, математическое моделирование. – 2002. – № 15. – С. 71–92.
13. Основные итоги деятельности органов социальной защиты населения Свердловской области в 2017 году и приоритетные направления на 2018 год // Министерство социальной политики Свердловской области. – URL: https://msp.midural.ru/deyatelnost/otchety-o-deyatelnosti.html (дата обращения: 18.02.2019).
14. Сервис аналитики постов и страниц конкурентов в социальных сетях. – URL: https://popsters.ru (дата обращения: 18.05.2019).
15. Итоги НСО: рейтинги, информация // Министерство социальной политики Свердловской области. – URL: https://msp.midural.ru/aktualnye-proekty/nezavisimayasistema-ocenki-kachestva-raboty-uchrejdeniy/itogi-nso-reytingi-nformaciya.html (датаобращения: 18.02.2019).
16. Управление социальной защиты населения г. Дмитрова Министерства социального развития Московской области // ВКонтакте. – URL: https://vk.com/duszn/ (дата обращения: 10.03.2019).
17. Некоммерческая организация «Благое дело» // ВКонтакте. – URL: https://vk.com/delonablago (дата обращения: 20.02.2019).
18. Некоммерческая организация «Фонд помощи детям с аутизмом “Я особенный”» // ВКонтакте. – URL: https://vk.com/autismural (дата обращения: 20.02.2019).
19. Westwood, J. Social Media in Social Work Education / J. Westwood. – Northwich, United Kingdom : Critical Publishing, 2014. – 104 p.
20. Social Work, the Media and Public Relations / ed. by B. Franklin, N. Parton. – Routledge : United Kingdom, 2014. – 256 p.
|